Разъяснение по обращению с твердыми коммунальными отходами
Уважаемые жители п. Ленина!
На территории муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области организованы и внесены в соответствующий реестр мест (площадок) накопления ТКО три площадки расположенные по адресам:
- 1) п. Ленина, ул. Казачья, д. 27 – ул. 65 лет Победы д. № 12/5;
- 2) п. Ленина, ул. Цветочная, д. 20;
- 3) п. Ленина ул. 65 лет Победы, д. 12/1.
Порядок предоставления коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее- Правила № 354).
Согласно Правил № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для ТКО, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов (п. 148(26) Правил № 354).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ определено, что «твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях, в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, ИП и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».
Таким образом, законодатель определил, что отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки) не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений и их запрещается складировать на контейнерных площадках, поскольку не предусмотрена обязанность регионального оператора по обращению с ТКО осуществлять их сбор и вывоз.
Складирование веток, сухой травы рядом с контейнерными площадками для сбора ТКО превращается в несанкционированную свалку, образование которой является нарушением Правил благоустройства территории. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Утилизацию или вывоз таких отходов должен осуществлять за свой счет собственник, то есть хозяин участка или организация, которая производит опиловку, капитальный ремонт. На территории многоквартирных домов эти работы производит по отдельному договору с УК или ТСЖ организация, которая имеет разрешительные документы на подобный вид деятельности.
Таким образом, свозя такой мусор к контейнерным площадкам, увеличивается статья расхода на уборку мусора, и расходуются средства из других статей бюджета.
Статья 6.35 и статья 8.2 КоАП РФ определяют ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По вопросу организации бестарного вывоза отходов сообщаем, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов в том числе регламентируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 15 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КТО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КТО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КТО) на контейнерных площадках). При этом под понятием «бестарный метод» понимают - удаление по графикам твердых коммунальных отходов непосредственно в транспорт, предназначенный для транспортирования, без накопления твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках и вне их.
Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 29.11.2022 №257-н «О нормативах накопления твердых коммунальных отходов для домовладений на территории Оренбургской области» утверждает нормативы накопления ТКО для домовладений на территории Оренбургской области, согласно которому норматив накопления для одного проживающего в многоквартирном жилом доме равен 220,8 кг/год, для одного проживающего в индивидуальном жилом доме равен 250,8 кг/год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО. Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. К таким отходам относится строительный мусор, бетон, рамы, бревна, доски и др.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Учитывая вышеизложенное, собственник строительного мусора самостоятельно заключает договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» в контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Администрацией Ленинского сельсовета на регулярной основе проводится мониторинг соблюдения региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Природа» периодичности вывоза отходов с мест (площадок) накопления ТКО. При выявлении нарушений сведения передаются в прокуратуру Оренбургского района.
10/2024